Skip to content
 

Анализ стихотворения «Бесы» А.С.Пушкина

Болдинская осень 1830 года стала для А.С. Пушкина периодом творческого взлета. Поездка была связана с хлопотами перед женитьбой на самой утонченной и красивой женщине России, Наталье Николаевне Гончаровой, к которой он сватался ранее, но получил отказ. На сей раз, получив согласие, окрыленный поэт уехал улаживать свои хозяйственные дела и попал п полосу холерной эпидемии, охватившей целые регионы России и перекрывшей любые возможности передвижения.

Для Пушкина этот период жизни стал ловушкой, которая на длительное время оторвала его от близких и родных. Зато в творческом плане этот период стал расцветом его таланта. Томясь в тоске по любимой, близким и друзьям, не имея ни малейшей возможности выбраться, поэт отдался любимому делу: он творил, и произведения этого периода пополнили сокровищницу русской и мировой классики непревзойденными по сей день шедеврами.
Среди них оказалось и это стихотворение, в котором поднимается крупная политическая проблема. Его название не раскрывает темы, поскольку она гораздо шире и глубже. Это сложное, многоплановое произведение. На поверхности четко очерчены, по крайней мере, четыре из них:

  • Действительно здесь описывается заблудившийся в ночной степи путник, вступающий в жестокое единоборство с метелью.
  • Итог горьких размышлений о развитии России.
  • Анализ своей жизни и выход из кризисных ситуаций, возникающих против воли и давящих на поэта.
  • Поиски смысла жизни любой личностью в заплутавшем мире, совместный выход из трудной жизненной ситуации.

Эти планы не существуют поодиночке: они могут решаться только совместно, подобно тому, как это происходит в реальной жизни, которую нельзя разделить на составляющие и решить каждую проблему в отдельности.

Основным символическим образом является Мир, заплутавший в темных стихиях. Сужая его, можно видеть в этом образе Россию и личность, которую водят и кружат неведомые силы. Темные силы – это лишь средство, дающее движение сюжету, в котором показаны поиски выхода из круговерти событий.

Писателю удалось показать высшую точку в напряжении души, попавшей в мистический безвыходный мир, которым управляет стихия. Он не дает читателю возможности подготовиться к предстоящему восприятию художественного текста. Обрушивается, погружая в стихийную обстановку тяжелых предчувствий, тревоги и тоски.

Это вызвано круговертью метели, беспросветным снежным кружением вихря. Сонмище многоликих враждебных стихий, выстроившись в своеобразную иерархию зла, опутывая человека уловками, не дает опомниться в ночном хаосе, обуреваемому страхами и смятением человеку. Такова картина мира, которую создал в стихотворении писатель.

Основным приемом, создающим снежную круговерть, он избрал повторы, отражающие различные уровни: звуковые, лексические, композиционные. Именно они, постоянно повторяясь, создают образы кружения в мутном ночном освещении, сбивают с дороги.

Первое четверостишье о мчащихся и вьющихся тучах является лейтмотивом и повторяется трижды, деля при этом весь текст на композиционные отрезки, которых три. В первых двух оказывается по два восьмистишья, в третьем – одно.

Во втором четверостишье ямщик отвлекает людей репликой, которая возвращает всех на землю: автор вкладывает в уста ямщику чисто фольклорное выражение с повтором: «Еду, еду в чистом поле…». Оно далеко от мистики. Тем неожиданнее картина, показанная во втором восьмистишье, где появляется сам дьявол. Действие развивается постепенно: дьявол преодолевает несколько стадий прежде, чем становится реальной:

  • Вначале люди слышат сообщение, в котором высказывается предположение, что это наваждение водит их в поле.
  • Затем ямщик показывает и рассказывает о его действиях: бес то появляется, толкая вбок одичалого коня, дуя и плюясь, то исчезает, сверкнув искрой.
  • Мистическая стихия нагнетает обстановку: испуганный ее бесчинствами, суеверный крестьянин передает тревогу перепуганным коням, те останавливаются, как вкопанные.
  • Всех пугает неизвестность: очертания нечетки, в поле может ждать и пень, и волк.

Писатель держит в поле зрения постоянно исчезающую дорогу, позванивающие колокольчики, продрогших коней – все признаки заблудившихся в ночной степи людей. Он отмечает их смятение, беспомощность и страх, показывает людей, сбившихся с дороги, попавших во власть нечисти. Кульминация произведения наступает в тот момент, когда перепуганные кони опять понеслись, как будто пытаясь спастись и унести с собой обезумевших от страха людей. Но не тут-то было.

Теперь нечистую силу видят все: ее чувствуют напряженные, взъерошенные лошади, ощущает на себе влияние и видит безобразные черты лирический герой. В эту минуту земля полностью закрывается кружащимися вихрями: начинается беспредельная вакханалия, шабаш.

Автор показывает многоликое сонмище фантастических чудовищ в мутной, необузданной игре почти невидимого месяца. Вихри кружат их, подобно ноябрьским листьям. При этом сборище жалобно поет, из чего делается предположение о причинах движения и странного пения: кто может гнать их, почему они поют так жалобно. Возможно, выдают замуж ведьму или хоронят домового. Что бы это ни обозначало, всех охватывает леденящий ужас происходящего.

Напряжение не спадает, напротив, нарастает с появлением туч, превратившихся в мистические чудовища, представляющие собой обвал, обрушившийся на головы несчастных путешественников: нечистой силы так много, и формы выражения настолько различны, что спасения нет. Вот уже оказывается, что тучи тоже превратились в нечистую силу и мчатся с бешеной скоростью, снося на своем пути все живое. Они мчатся и вьются в бешеном вихре мутной мглы, превращая луну в невидимку.

Небо мутно, мутна ночь, в заоблачной высоте теперь уже роями летят обезумевшие бесы, визжат и воют, надрывая сердце лирического героя. Автор заканчивает стихотворения этой фразой, не оставляя читателям надежды на позитивное завершение ночной оргии. Герой оставлен в ночном хаосе бесконечных вихрей. Он в поиске. Его путь не определен поэтом.

Все неразрешенные в произведении проблемы читатель должен додумать сам. Это литературный прием, которым автор подчеркивает серьезность основной мысли стихотворения, поисков путей заблудившегося мира и человека. Пушкин затрагивает злободневную политическую проблему современности своей Родины

Подведен печальный итог раздумий о путях выхода из трудного положения николаевской России и людей, являющихся ее заложниками. Раздумья не завершаются надеждами для России и соотечественников. Писатель не видит выхода из сгустившейся напасти бед для многострадальной Родины, поэтому финал произведения остается открытым.



Яндекс.Метрика