Skip to content
 

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»

HashFlare

Последние месяцы жизни Лермонтова были насыщены переоценкой ценностей и глубоким анализом собственной жизни, которую поэт творчески переосмыслил в своих поэтических творениях. В поэзии этот период ознаменован расцветом творчества.

1841 год, весна, писатель возвращается из Петербурга, где он проводил отпуск, на Кавказ. Именно тогда было написано бессмертное творение, воплотившее в себе глубокие переживания отвергнутого опального писателя. Но опубликовали его только после смерти. Стих напечатан в 1843 году в «Отечественных записках».

В основу сюжета положена автобиографическая история, написанная в аллегорической форме. Листок – это символ одинокой блуждающей души, оторванной от родной ветки, жестоко гонимой судьбой. Данная тема широко представлена в литературе романтического направления, где образ подобного типа неизменно символизирует одиночество, оторванность от родины, изгнание и скитания.

Герой в поисках счастья не может обрести покоя и прибиться к милому берегу, потому что родины у него уже нет, она отвергла его, но не приняла и чужбина. Роскошная эгоистичная Чинара гневно реагирует на просьбы о приюте и пристанище.

Измученный испытаниями судьбы, он стремится обрести родину на цветущем юге, но тот высокомерно и жестоко отвергает изгнанника. Автобиографичность прослеживается по многим деталям текста:

  • Местом прибежища скитальца избран Юг, в названии которого красноречиво звучит нахождение опального поэта на Кавказе.
  • Скиталец не сам оторвался от своих корней: Родина отвергла его.
  • Вынужденные поиски пристанища на чужбине – это пути и стремление к обретению защиты и покоя.

Стих по манере письма относится к философской лирике. Основная мысль заключена в поисках отверженным человеком пристанища. Это жанр элегии: здесь четко просматриваются мотивы: страдания, гонений судьбы и одиночества. В тексте четко определен сюжет:

  • Завязкой является отрыв дубового листка от ветки.
  • Действие развивается в показе вынужденных скитаний.
  • Кульминация – это гордый отказ восточной красавцы в приюте бедному страннику.
  • Финал является открытым, при этом последние слова принадлежат героине.

В основе композиции лежит противопоставление двух главных образов. Автор пользуется для этого приемом антитезы, усиливающим конфликт главных героев:

  • Листок – это одинокий странник, он пылен, желт и сух от окружающей жестокости, погибает во враждебном мире, где море грозит гибелью, ветер беспрерывно уносит вдаль от родины, солнце высушивает, выжигает последние силы.
  • Чинара, напротив, изумрудна, свежа, роскошна и чиста (корни омываются водами черного моря). Живет в полной гармонии с окружающим южным климатом: ветром, солнцем, морем. Статична: нигде никогда не была, не ведает, что такое чужбина.

Прием антитезы хорошо виден в протекании конфликта между существующей жестокой реальностью и роскошным, теплым и фантастическим миром сказки:

  • Пытаясь уйти от тоски, одиночества, печали, много испытав в жизни, листок обращается к героине с мольбой не судить слишком строго.
  • Молодая чинара – это воплощение поэтом темы любви. Автор раскрывает противоречивый характер красавицы, живущей в самодостаточном мире и не интересующейся ничем, что делается там, где ее нет.

Она высока, стройна и красива, листья наполнены жизнью, изумрудны и свежи. Чинара глуха к мольбам и просьбам, жизненный опыт и мудрость героя она называет небылицами и не проявляет к ним интереса. Автор показывает ее бездушный и эгоистичный внутренний мир, не способный сопереживать чужому горю, глухоту к страданиям окружающих.

После мольбы и просьб о помощи листок ощущает облегчение от отказа. Крушение перспектив дальнейшего развития судьбы, связанных с чинарой, завершены, это кульминация произведения. Последнее слово остается за ней, но герой опять свободен в выборе своей судьбы, горд и непобедим, даже если впереди ждет гибель. Последние слова чинары усугубляют положение лирического героя: он обречен на вечные скитания в поисках прибежища или на гибель.

На раскрытие конфликта происходит при использовании автором синтаксической организации стихотворения: Описывается судьба героя трех первых строфах стихотворения, включающие в себя сложные бессоюзные предложения. Это помогает отразить трудное состояние героя, мучительные страдания.

Две последние строфы, включают восклицательные, вопросительные предложения, в них раскрывается негодование и гнев чинары при виде молящего о помощи листка, сухого и пыльного. Жизнь в роскоши прекрасного южного климата отняла у героини способность чувствовать чужую трагедию и горе.

Стих состоит из пяти строф. При этом первые четыре – это четверостишья, а последняя строфа – восьмистишье. Написан стих амфибрахием (пятистопным), трехсложным размером, который встречается не часто. Поэт прибегает к использованию двух рифм: смежной и перекрестной. Необычная напевность передается при помощи особенностей, которые передает ритмическая организация, ее позволяет осуществить женская рифма.

Для раскрытия художественных образов поэт использовал различные средства художественно изобразительности:

  • Применение ассонанса, выразившегося в повторении гласных звуков «о» и «а», делающих стихотворение напевным и передающих печальное состояние.
  • Оживляет образы олицетворение (слышен, ласковый шепот ветра, обращенный к зеленым листьям, прикатился к морю, умоляет о приюте).
  • Этой же задаче подчинено использование метафоры (увядает без сна, он вянет от отсутствия тени, сынам свежим).
  • На раскрытие романтических образов влияет использование автором эпитетов, в которых речь идет о молодой героине, о ветке родимой, отчизне суровой, море холодном.

В произведении показан конфликт нескончаемо трудной мечты изгнанного страдальца с жестоким миром реальности, гордо вознесшимся в своем эгоизме, равнодушии и жестокости.



Яндекс.Метрика