Skip to content
 

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

HashFlare

Стихотворение относится к позднему периоду творчества писателя. Создано оно было в 1839 году, незадолго до смерти Лермонтова. Написано стихотворение в состоянии единого порыва, меняющегося от малейшего дуновения ветерка. Не зная автора, трудно оценить, кем написан стих: верующим в Бога человеком или неверующим ни во что, но пережившим откровение.

Трудно представить Лермонтова сомневающимся настолько, чтобы искать опору в Боге и вере, но то, что в поздний период творчества его поэзия была окрашена философскими размышлениями, хорошо прослеживается. Вряд ли можно точно утверждать, что порыв вдохновения не был навязан поэту кем-либо извне. Но если это так, поэт сумел с величайшим мастерством передать его с таким воодушевлением, искренностью, что читателю передается сила чувств поэта.

Анализ стихотворения показывает, что это дружеский рассказ, размер которого – трехстопный ямб. Именно он придает стихотворению ясность. Произведение не имеет длинных слов и сложных конструкций. Стих легок для заучивания наизусть, что объясняется стройной композицией, четким ритмом, согласованной перекрестной рифмой.

Анализ по строфам показывает развитие действия лирического произведения. Общий фон первой строфы мрачный, угрюмый. Показать это писателю помогают средства художественной изобразительности:

  • Эпитеты (минута трудная).
  • Метафоры (сердце теснит грусть);
  • Слово, интонационно подчеркивающее смысл, «трудную» выделяется при помощи инверсии (сила в стихе благодатная, минута трудная).
  • Ощущение тяжелого настроения создается ассонансом за счет большого количества сочетаний согласных звуков. Многократно повторяющийся звук «р» ассоциируется с трудностью бытия, буква «у», неоднократно повторяющаяся, связана с чувством уныния. Автор говорит о грусти, теснящейся в груди, о невероятно трудной минуте выпавшей на его долю.

Образ молитвы, созданный поэтом, оставляет сильное впечатление у читателей, показывающего силу, откровение слова. Об этом речь идет во второй строфе. У лирического героя возникает не совсем понятное состояние, несущее с собой благодать. При помощи метафор о прелести живой, созвучии живых слов лирическому герою передается тонкое веяние живительного ощущения, испытываемое каждый раз человеком, обращающимся с молитвой к Богу. Передается это следующими средствами:

  • Инверсионными эпитетами (о словах живых, силе благодатной).
  • Метафорическое выражение (прелесть дышит).

Внутреннее движение сюжета происходит благодаря молитве, которую герой твердит наизусть. Во всем стихе это единственный глагол. Остальные действия происходят, благодаря ее живительной силе, без деятеля, как бы сами собой. Это произносимая молитва заставит литься слезы, принесет с собой веру и легкость, исчезнут сомнения. Изменение настроения поэт показывает при помощи тропов:

  • При помощи антитезы, которая представлена в тексте антонимами (скатится бремя - грусть теснится, легко и трудно).
  • Для показа изменения состояния героя, используется метафорический оборот (скатится бремя, двойной повтор слова «легко»).
  • Произведению и строфе легкость передается через гласные звуки, открывающие каждый слог.
  • В звуковом фоне происходят изменения: звук «у» меняется на более открытые «а», «э».
  • Легкость ощущений возникает также из-за неоднократного повторения ключевого слова «благодатная». Оно гонит прочь сомнения с души, осененной благодатью.

Легкость ощущений завершает произведение. Речь об этом идет в третьей строфе, которая рассказывает о воздействии молитвы на человека после прочтения. Повторяемое неоднократно слово «легко», ассоциируется с состоянием полета души, которая растворяется, неся с собой благодатный порыв. Это придает стиху незавершенность.

Идейная и тематическая направленность в процессе анализа литературного произведения четко просматривается. Темой является название, связанное с чудесным действием, которое освободило героя от тяжести, уз сомнения и неверия и принесло с собой очищение, необыкновенную легкость.

Идея проходит сквозь весь стих, неся в себе убеждение, что невероятная сила, которая оберегает человека, приносит избавление от тяжести бытия и мук сомнения в наиболее трудные периоды жизни. В стихотворении происходит перемена настроения от напряжения и трудности в начале, к неимоверной легкости в конце. Достичь этого писателю удается при помощи приема антитезы.

Подводя итоги анализу, еще раз отмечаем, что каждая строфа несет на себе смысловую нагрузку. В первой читатель узнает о трудном психологическом положении героя. Во второй – о молитве, а в третьей рассказывается о благодатной силе. Все три строфы, гармонично и последовательно сливаясь, работают не только на раскрытие темы и идеи, но передают читателям гармонию чувств героя, очищение от трудностей бытия, переход к легкости и растворению в ней.



Написать отзыв

Яндекс.Метрика