Skip to content
 

Анализ стихотворения « Мы с тобой бестолковые люди»

книгаСтихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» было написано в 1851году. Николай Алексеевич Некрасов, великий русский поэт, посвятил стих своей возлюбленной, Авдотье Яковлевне Панаевой, писательнице, женщине удивительной красоты, которая была женой друга и соредактора журнала «Современник». Автор долгие годы мучительно любил ее.

Панаевой было посвящено ни одно, а целый цикл стихотворений, объединенный общим названием «Панаевский цикл», в который вошло и анализируемое стихотворение, а также повести.«Панаевский цикл» имеет общую тему страстной взаимной любви, которая связывает произведения, посвященные любимой женщине, в единое целое. По жанру цикл представляет собой лирическую исповедь, песнь любви в виде дневника, в котором легко прослеживаются все этапы: от страстной любви – до трагического разрыва.

Союз был взаимным, очень бурным и скандальным. Роман длился около пятнадцати лет. Его обсуждали и осуждали, но совершенно очевидно, что Некрасова и Панаеву объединяла истинная любовь, похожая на навождение или болезнь. Взаимная глубина и искренность могли бы оправдать эти незаконные чувства перед окружающими. Стремительные, яркие и достаточно длительные отношения были наградой или наказанием, но, будучи совершенно искренними, достались влюбленным нелегко.

В молодости Авдотью Яковлевну не с кем было сравнивать. Петербург не знал другой такой красавицы: у нее были огромные черные глаза, смоляной волос и матовый оттенок кожи. Встреча с начинающим литератором произошла в начале творческой карьеры писателя в Петербурге. Их свела судьба:

  • Авдотья с глубокого детства не знала ласки, поскольку родители были актерами и не занимались воспитанием дочери.
  • Затем девочка поступила в училище и оторвалась от семьи.
  • В восемнадцать лет девушку выдали замуж за писателя Ивана Панаева, о котором В.Г. Белинский говорил, что не созданы инструменты, которыми можно было бы измерить пустоту этого человека, который был кутилой и волокитой. Красавица-жена недолго была предметом гордости мужа перед друзьями, который быстро остыл к ней и проводил время в поисках других увлечений, предоставив право жене быть хозяйкой литературного салона.
  • Начинающий поэт в это время потерял старшую сестру и был в состоянии депрессии. Авдотья Яковлевна стала его ангелом-утешителем. У них было много общего.
  • Занятый собой, муж не обращал внимания на ухаживания за женой. Среди рьяных кавалеров был Ф.М.Достоевский, но всем Авдотья Яковлевна предпочла Николая Некрасова, которому эта богиня сначала лишь слегка подавала руку.

Гостеприимный дом Панаевых объединил под своей кровлей многих талантливых литераторов второй половины ХIХ века: Ф.М.Достоевского, Н.Г.Чернышевского, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, И.А. Гончарова, И.С.Тургенева. Среди маститых литераторов ни один заглядывался на божественно привлекательную хозяйку гостиной. К тому же она была умна, мудра не по летам и талантлива.

С 1846 года, когда поэт гостил у Панаевых в родовом имении в Казани, где соредакторы решали вопрос о возрождении журнала «Современник», чувства достигли апогея и стали очевидны. В Петербурге Панаевы и Некрасов продолжали жить в одной квартире. А.Я. Панаева практически стала гражданской женой Некрасова.

Общественность бурно отреагировала на взаимные чувства влюбленных: А.Я.объявили бойкот. Ради любви она была готова на многое. Но нещадные ссоры чередовались со страстными примирениями. У Некрасова был нелегкий характер: он был чрезвычайно ревнив. В дальнейшем признавался, что истязал любимую женщину необузданной ревностью, просил прощение, но себя переделать не мог. Не представляя себе жизни без любимой, находиться вместе не мог. Что касалось работы, все трое прекрасно ладили и провели много незабываемых минут за совместным трудом.

Этим отношениям, бурным ссорам и страстным примирениям, посвящено стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди», навеяное течением отношений, сотканных из боли, прощения, жажды любви, ревности, упреков, обид и неизменного возрождения чувств во время радостных примирений. Это был момент, который предвещал разлуку возлюбленным.

В первой строфе поэт говорит, что ссоры могли возникнуть каждую минуту из-за неосторожно оброненного слова или недостаточно нежного взгляда. Поэту удалось поэтизировать прозу любви в поэзии, показать бытовую сторону отношений. Традиционная мораль не являлась для поэта мерилом любви. С этой точки зрения, у самого начала чувства все было слишком неправильно.

В стихотворении автор обращается с просьбой о том, чтобы возлюбленная высказывала свои обиды, если сердится, а не молчала, чтобы они не накапливались, и не было взрывов. Автор видит прелесть в ссорах, которые ведут к еще более приятным примирениям. Поэт считает, что они, как роса, питают и поят чувства, которые после примирения делаются более глубокими.

Силой стихотворения является реалистический показ чувств без преукрашивания, в трагической незащищенной наготе. Лирическая исповедь льется свободно и правдиво, используя все богатство языка для передачи состояния души, напряженного трагизма отношений. приближающихся к развязке, поиску путей отхода от разрыва, его неизбежность.

Около пятнадцати лет бурные ссоры переходили в примирения, иногда поэт испытывал холодное отчуждение и называл себя палачом. Отношения превратились в мучение и требовали логического завершения. Закончились они смертью совместного ребенка, который прожил совсем недолго, несколько недель, и больше уже не возобновлялись, несмотря на то, то Некрасов не переставал любить Панаеву.

Она же, разрубив все узлы, после смерти законного мужа и длительного турне по Европе, вышла повторно замуж за критика Головачева, родила себе дочь и отдала свои силы воспитанию ребенка. Некрасов позднее в одном из писем говорил, что отдал этой женщине все и не может больше бороться.

Следуя традициям А.С.Пушкина и Ф.И. Тютчева в любовной лирике, Н.А.Некрасов внес в нее новаторство, предоставив право женщине в любовных отношениях, равное мужчине, а не роль рабы, чью участь решает чужая воля.



Яндекс.Метрика