Skip to content
 

Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»

Произведение относится к одному из самых трудных и противоречивых этапов творчества Блока, периоду написания « Страшного мира». Эти времена отмечены для писателя, окружающего социума чувством тоски, отчаяния и неверия. Жестокая эпоха, принесшая в творчество А. Блока мрачные размышления и мотивы произведений, была точным отражением страшного хаоса, превратившего вековые незыблемые ценности в пустой звук.

Шла невообразимо трудная работа по переоценке ценностей окружающего, в котором не было ни одного третейского судьи. Каждый писатель с полной ответственностью за сказанное рассматривал эпоху в упор, согласуясь с зовом сердца и собственной совестью. Вокруг царил беспредел, выразившийся в страданиях, лжи и жестокости. В этот момент не оказалось красоты, которая бы могла спасти этот жестокий мир.

Именно в это период, когда Блок верил в бездонные синие очи, цветущие в неведомой дали, было написано произведение. Образ Прекрасной Дамы, непонятно кем и чем навеянный, очень похож на сновидение, мечту или сказку. Как и мрачные жестокие мотивы периода написания «Страшного мира», стих был своеобразным протестом против существующих жестоких законов жизни.

В произведении нет прямых вопросов о появлении чуда в виде прекрасной возвышенной женщины, являющей собой неземную красоту и божественное очарование. Откуда, как могла оказаться среди этого пьяного сборища эта гостья из прошлого? Но было очевидно, что появление среди пьяных чудовищ – скорее, плод измученного тоской воображения поэта, нежели реальность.

В произведении, словно в замедленном фильме, Незнакомка медленно проходит между рядами пьяных, всегда без сопровождения спутника, одна, и, источая нежнейший аромат великолепных духов, и почти неуловимое дыхание туманов, тихонько присаживается возле окна среди безмолвия и отсутствия гармонии. К следам ее ног на песке даже не стремятся прикоснуться эти низменные страсти порока и безнравственности.

В этом месте четко прослеживается прием антитезы, на котором композиционно построено произведение. В нем две совершенно противоположные части, описывающие разные миры, в которых нет ни одной точки соприкосновения.

Стихотворение открывается картиной настоящего. Писатель описывает дачный поселок с однообразными буднями, располагающий только к состоянию тягучей скуки, полной тоски и безнадежности. Положение настолько заурядное, что, ко всему приученный, солнечный диск, по мнению писателя, « бессмысленно кривится».

Жизнь поселка бездуховна и не может заинтересовать своей обыденностью, тоскливым размеренным течением. Развлечения жителей однообразны и приземисты, не способствуют появлению одухотворенности и не вызывают положительных эмоций. Состояние главного действующего лица критическое:

  • Страдая от одиночества и отсутствия понимания, он не стремится к тому, чтобы скрасить тоску вином.
  • Нежную организацию интеллектуального мира художника тяготит однообразие пейзажных картин поселка и образа жизни окружающих.
  • Вера в духовность, красоту и добро давно утрачена жителями поселка.
  • Единственное чувство, не дающее покоя ведущему персонажу художественного текста – это отвращение к окружающему миру и неспособность подняться с колен, чтобы противостоять рутине.

Именно в таком состоянии его застает пришедшая внезапно ниоткуда Прекрасная Незнакомка. Жизнь наполняется размышлениями. Поэт задыхается в этом приземленном окружении. Полет фантазии дает пищу для воображения. И вот над всеми жестокостями и страданиями встает этот неосязаемый образ гостьи из прошлого, по которому душа беспредельно истосковалась.

Читая стихотворение, понимаешь, что ее не коснется грязь порочного окружения, это мираж, защищенный от малейшего проявления грубости автором, мечта, созданная не только воображением поэта, но опытом веков, потерянным в жестокой реальности сегодняшнего дня.

Да, ее можно вызвать силой воображения, можно преклоняться, любоваться совершенством, но каждый раз она будет исчезать, оставляя только запах духов и туманов. То неуловимое, от чего так страдает измученное сердце. Между этими двумя мирами – тоскующий образ лирического героя, настолько тесно слившийся с образом автора, что нет смысла их разделять.

Во взаимоотношения лирического героя и героини не вмешиваются реальности сегодняшнего дня. Он не стремиться приблизить к себе Незнакомку, разгадать ее тайну. Прекрасная Женщина важна, как символ высоких чувств, романтики и красоты, сумевший вырвать героя из мира обыденной затхлости. С появлением Незнакомки внутренний мир поэта меняется:

  • Меняется его стих: из резкого и грубоватого он превращается в утонченный и изысканный.
  • Меняется душа разочарованного, потерявшего надежду человека. Испытывая полноценные чувства обожания к достойной женщине, поэт возрождается для новой жизни и понимает, что это его шанс подняться над рутиной, разрушить навязчивый тягучий мир обыденности, пошлости и скуки

Появление внеземного образа Незнакомки в жизни потерявшего смысл существования, страдающего человека несет с собой надежду на его возрождение, несмотря на последние слова автора о том, что все-таки истина «в вине». На месте бытовой лексики первой части произведения появляются одухотворенные, возвышенные, почти музыкально зазвучавшие строчки.

Художественное изображение полностью подчинено задачам автора. Аллитерация, показывающая дисгармонию пресной бездуховности, плавно переходя в русло сонорных согласных, передает музыку сердца, звучащую тихо и сдержанно и касающуюся только нежного ушка Прекрасной Дамы.

На чувствах, испытываемых лирическим героем, выросло не одно поколение людей. Нечеткие, почти неуловимые черты этого женского образа, волновали «духами», «туманами» и «синими бездонными глазами» не только сердце поэта. Они сумели вдохнуть живую душу во многие мужские сердца и увести за собой от бед и страданий, подав нежную, слабую руку сильной половине человечества.



Яндекс.Метрика