Skip to content
 

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Родина»

HashFlare

Творчество великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова связано с темой защиты многострадального крестьянина, несшего на себе иго крепостного права. Эта тема была близка ему, потому что мальчик вырос в семье, где царил крепостнический произвол с самыми неприглядными проявлениями.

Об этом ребенку было известно не понаслшке. Свои детские впечатления зрелый писатель изложил в стихотворении «Родина», написанном в 1847 году. В произведении звучат горькие обиды за свою семью, на чью долю выпал гнет отца семейства, не делавшего различия между крепостными и членами семьи. Произведение навеяно поездкой в Грешнево, Ярославской губернии, имение Некрасовых.

В стихе шесть строф с различным количеством строк. События излагаются в форме череды воспоминаний, навеянных посещением поместья в зрелом возрасте. В основу произведения положен прием антитезы, вызывающий контраст между разгульным образом жизнью тирана и казарменным положением домочадцев.

Первая строфа – это анализ событий трудного детства. Оценка детей, даваемая отцам, звучит суровым приговором. Слова называются своими именами и оттого звучат особенно резко. Жизнь отцов была бессмысленной, пустой и бесплодной, но наполненной чванством, грязным развратом и неограниченной тиранией бесправных членов семьи.

Автор сравнивает свою семью с подавленными рабами, которые, по образному выражению автора, жили хуже, чем последние барские псы. Но, поскольку родителей не выбирают, с горьким сожалением о многострадальном крае рассказывает, как довелось там взрослеть и формироваться. Чувства злобы и хандры переполняли сердце юноши.

Вторая строфа посвящена женской доле, которая является одной из ведущих в творчестве писателя. Читая стихотворение, начинаешь понимать природу этого мотива. Рабская доля русской женщины прошла через сердце, потому что непосредственно коснулась матери поэта, польской красавицы, Александры Закревской, вышедшей замуж по страстной любви без родительского благословения.

Брак был несчастливым: женщина оказалась заложницей грубого невежества и необузданной жестокости мужа, разгульный образ жизни, развратное поведение которого сочеталось с казарменной дисциплиной домочадцев. Униженная, оскорбленная, доведенная до состояния полного отчаяния, мать молча сносила свою долю рабыни, чем надрывала сердце чуткого сына, который в родительском доме, среди жестокого беспредела учился любить и ненавидеть.

Глубоко разделяя гордую участь матери, сын сохранил о ней самые сострадательные и нежные воспоминания, считая, что среди всего того ада, который был создан домашним деспотом, живую душу в нем спасла мать, образованная, умная, красивая и гордая женщина. Ее нечеткие очертания в черном саду, болезненные и печальные, наполненные гордостью и упорством, сын оправдал, но с горьким сожалением подчеркивает смирение и предсмертный шепот, простивший мучителя.

Несчастья одно за другим сыпались на голову семьи крепостника. Покинувшая рано родительский дом с нелюбимым человеком, лишь бы не оставаться в крепостном аду, сестра повторила участь матери, которая была горькой. Ее улыбку в гробу автор называет настолько строгой, что она разжалобила даже тирана, который по ошибке заплакал.

Дворянское гнездо было губительным для обитателей. Издевательства над крепостными мало чем отличались от участи домочадцев. Образ покосившегося дома и старой няни не взывает в поэте отрадных воспоминаний. То, что легло на писателя проклятьем, опутавшим в жизни, берет начало в родимом краю.

Поэт смотрит на покосившийся дом, поникшую усадьбу с отвращением, отмечая, при помощи приема антитезы то ликование чаш, то глухие стоны страданий. И только один человек, который давил всех, при этом спокойно «дышал, действовал и жил». Поэтому эти места вызывают в авторе трудные и мрачные воспоминания.

Никто из многочисленного семейства не остался в дворянском гнезде, которое пришло в упадок к моменту приезда писателя и написания стихотворения. В том числе и Николай Алексеевич, вынужденный бежать под угрозы родителя о том, что тот лишит сына наследства, в Санкт-Петербург. Здесь, лишенный наследства, поэт долгие годы занимался литературной поденщиной, пока слава не нашла его.

Автор с чувством глубокой горечи отмечает, что был бесправен, не менее крепостных крестьян. Ассоциации с родиной схожи с печальными картинами:

  • Обветшавшим, покосившимся домом, помнящим заздравный звон бакалов и заунывное покачивание паникадил.
  • Образом помещика, о котором автор с глубоким стыдом вспоминает через толщу лет.
  • Чувством несправедливости.
  • Черным садом, где блуждают любимые очертания материнского неуловимого образа.

Подводя итоги анализа художественного произведения, нужно отметить глубокое противоречие, заложенное в образ лирического героя. Это и страстная любовь к многострадальной родине, и глубокое сожаление о близких сердцу людях, выпивших чашу тирании и рабства до дна именно в том месте, которое зовется родиной.

Некрасов глубоко чувствовал несправедливость эпохи, вседозволенность, породившую такие социальные типы людей, как его отец, угнетающие в равной степени всех: крепостных, женщин, детей и собак. Выстраданные крепостнические устои тем больнее отозвались в сердце Некрасова и предопределили его путь борца за справедливость, посветившего свою лиру защите народа от крепостного рабства.



Яндекс.Метрика