Skip to content
 

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка»

HashFlare

книгаИмя Николая Алексеевича Некрасова хорошо известно любителям русской словесности с раннего детства. В более позднем возрасте поэзия Некрасова не оставляет равнодушными людей, имеющих сердце. Автор посвятил свою лиру народу, и в каждом ее звуке слышится боль за его многострадальную участь.

Особенно много трогательных лирических строк обращено в поэзии писателя к русской женщине. На страницах этих произведений живет любовь к сельским красивым девушкам и женщинам, чью долю Некрасов сравнивает с подвигом. Проводя анализ стихотворения тройка, читатель понимает, почему ему так близок образ русской женщины, простой и монументальной одновременно.

Всегда, во все времена, женщине приходится нести на себе много трудов и обязанностей, но роль ее в условиях крепостнической России была настолько трудна, что нужен был талант Н.А.Некрасова, чтобы показать этот образ во весь рост. За нее на Сенной площади секли кнутом некрасовскую Музу, которую поэт наделил долей страдалицы.

Это она уезжала на каторгу к мужу-декабристу, оставляя детей и все, что так близко сердцу. Это осанистая красивая Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вынесшая все тяготы сельского труда, замерзающая в лесу, в чудесном сне о лучшей доле, Дарья из поэмы «Мороз-Красный нос». Это тоскливо смотрящая вслед улетающей тройке, мечтая о лучшей доле, юная крепостная крестьянская, еще мечтающая о счастье.

Некрасов рад бы был показать лучшую женскую долю не только в мечтах и предсмертных снах, но и в счастливой реальности, если она хотя бы маячила на горизонте исторической эпохи. Но это было бы утопией, а Некрасов перестал быть реалистом, поэтому в творчестве великого писателя русская женщина терпеливо несет свой крест, а он оплакивает ее тяжелую долю.

В произведении «Тройка» автор не оставляет никаких надежд девичьим мечтаниям и раскрывает перед крепостной крестьянкой ее будущее во всей ее неприглядности. Написанное в форме открытого обращения в 1846 году это стихотворение стало пророческим предупреждением, где приоткрывается завеса времени и показывает крестьянке ее долю в замужестве.

 

Девическая жизнь и замужество строятся на приеме контраста. Это и является темой стихотворения. Идеей является безысходность женской доли в крепостнической Руси. Композиционно стихотворение состоит из 12 четверостиший. В нем четко просматриваются все элементы сюжета:

  • Завязка находится в начале текста, где не ведающая горя молодая крестьянка смотрит вслед несущейся тройке.
  • В развивающихся действиях перед глазами читателя проносится вся ее трудная жизнь.
  • Кульминацией является момент перерождения, когда надежда на лучшее заменяется выражением «тупого терпенья».
  • А дальше действие идет к банальной развязке: тянуть тяжелую лямку крестьянского труда без радости, любви и участия до самой смерти.

В двух четверостишьях звучат риторические вопросы, обращенные к девушке, которыми автор пытается разбудить ее от чудесного сна о легкой счастливой жизни с пронесшимся в бешеной тройке молодым корнетом. Произведение построено на контрасте мечты и реальности, девичестве и замужестве.

Автор создает образ безупречной красоты крестьянки. Ее невозможно не полюбить: так она хороша. Созданию портрета главной героини посвящено три строфы. Тем тяжелее звучат пророческие слова поэта, падающие тяжелым грузом на судьбу. И перед читателем предстают картины тяжелой трудовой безрадостной повседневности крестьянки.

Ее судьбой станет не блестящий корнет, а неряха мужик, не умеющий оценить ее красоту. Тяжелый крестьянский труд, гнет свекрови и мужа, непробудный сон, в котором ей придется «нянчить, работать и есть» не оставит следа от красоты и юношеской свежести. В лице появится выражение вечного испуга и тупого терпенья. Жизненный путь завершится после всех тяжелых испытаний, не успев начаться.

Произведение имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается дорогой, символизирующей жизненный путь человека, на которую поэт просит девушку не смотреть, а, успокоившись, принять дорогу, уготованную ей судьбой. Трехстопный ямб придает тексту музыкальное звучание. Не случайно первая часть стала известным романсом.

Новаторством писателя стало сочетание романтической лексики с натуралистической поэтикой, которую автор использует в создании яркого портрета девушки и поблекшего образа измученной непосильным трудом крестьянской женщины. Создавая два этих противоположных портрета, поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения.

Стихотворение вошло в сокровищницу классической мировой литературы из-за великолепия и музыкальности формы и глубокой народности содержания. В нем очень четко прослеживается позиция авторского сострадания доле русской крестьянки.



Яндекс.Метрика