Skip to content
 

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

HashFlare

Совсем юным, в возрасте семнадцати лет, Лермонтов написал свое стихотворение, в котором заложены чувства и мысли вполне зрелого поэтического взгляда на жизнь. Написан стих было в 1832 году в Петербурге.

Побережье Финского залива было местом прогулок поэта, природа которого давала Лермонтову душевное успокоение. Здесь возникло небольшое по объему, но очень емкое по содержанию произведение. Основные мотивы раннего творчества Лермонтова нашли в нем свое отражение: это буря, море, одинокий путник, свобода и поиски смысла жизни.

В основу стиха положены юношеские переживания поэта. Это был переходный период в жизни молодого поэта, совсем недавно оставившего филологический факультет Московский университета и, по настоянию бабушки, уехавшего в Петербург для поступления в юнкерскую школу. Все мысли поэта были направлены на прощание с прошлым и встречу будущего.

Они созвучны с мотивами произведения об одиноком паруснике, отправившемся на поиски счастья через пучину вод, навстречу опасности, бурям и штормам. Среди отличительных черт – не только поэтичность, красота, мелодичность, яркая образность, но и удивительно зрелые рассуждения, глубокие переживания.

В основе произведения лежит прием параллелизма. В нем – три строфы. Композиционно каждая строфа разделена на две части. В первой части показано изменение морского пейзажа, а в двух последующих перед читателем предстают чувства и переживания, испытываемые лирическим героем.

Система образов имеет два плана: с одной стороны, читатель видит мятежного странника, за которым совершенно четко прослеживаются переживания одинокой мятежной души героя, наблюдающего за происходящим в морских просторах и дающего оценку происходящему.

В произведении хорошо слышен авторский голос, присутствующий в стихотворении. Строки, в которых раскрывается психологическое состояние, автор отделяет многоточием от строк, посвященных пейзажным зарисовкам. Главные образы носят аллегорический характер:

  • Образ моря, традиционно обозначающий в поэзии жизнь.
  • Парус, символизирующий человеческую душу.

Конфликт имеет два плана: пейзажный и психологический. Через аллегорические образы читатель переходит к психологическому конфликту: человек – жизнь. Житейское море поглощает людей, пытаясь выплыть, человек ищет выход из трудных жизненных ситуаций.

Авторский голос звучит в тексте затаенно, его заменяет слово «он», которое писатель употребляет вместо слова «парус», повторяясь в тексте стиха шесть раз. В начале герой и мятежный странник объединяет одиночество. Утраты, разочарования и потери привели человека к решению мучительного вопроса, о путях достижения внутренней гармонии. Об этом речь идет в первой строфе.

Во второй строфе перед читателем раскрывается сущность человеческого счастья: борьба мятежного странника не может сделать его счастливым, потому что счастье не придет извне, поскольку находится внутри.

Третья строфа рассказывает о поисках путешественником очистительной бури, приносящей обновление. Он не принимает умиротворенную картину жизни и ждет обновления от бури. Несмотря на юный возраст автора, в произведении подняты трудные проблемы бытия человека бытия, решением которой и занят главный персонаж произведения.

Стихотворение написано в жанре лирической новеллы, имеющей глубокий философский смыл. В роли символа в тексте выступает пейзаж, отражающий внутреннее состояние героя. При написании поэтического творения автор использует четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, женский и мужской вариант.

Создавая систему образов, автор использует разнообразные средства художественной изобразительности:

  • Изменения картины моря передаются при помощи подражания звукам. С помощью звуков «р», «л», «м», «н», преобладающих в начальной строфе передается мерное покачивание волн в момент штиля. Напротив, шум волн и свист ветра автор передает при помощи повторения звуков «ч», «т», «с».
  • Контраста, который лежит в основе композиции, Лермонтов добивается, положив в основу текста прием антитезы (ищет – покинул, в краю родимом – в далекой стране).
  • Состояние динамизма достигается при помощи использования глаголов движения, которые создают различные картины изменяющегося моря.
  • Текст украшен эпитетами, красочными прилагательными (луч золотой).
  • Метафоры оживляют морской пейзаж, способствуют обогащению языка и показу его бесконечных изменений (морская струя сравнивается с цветом лазури).
  • Большая роль отводится олицетворению, которое призвано показать объемность и живость происходящего (волны не просто плещут, а играют, свирепо свищет, подобно живому существу, ветер).
  • Для достижения образности писатель использует инверсию и синтаксический параллелизм (в тумане морском, в стране дальней).
  • Используется повтор, в частности анафора, направлены на создание экспрессии. Звучит вопрос о том, что покинул в родимом краю и что пытается найти в чужом центральный персонаж стиха.

Мятежный странник, всегда находящийся в поисках бури и не соглашающийся с окружающим миром, отражает мятежный личность поэта, не успокоенного и жаждущего бури, одинокая, свободолюбивая душа которого на протяжении короткой жизни находилась в поисках смысла бытия.

Символичны в произведении не только аллегорические герои, но и стих, уже ни один век являющийся поэтическим признанием поэта современникам и потомкам в глубоких тайнах мятежной души, призывом к мужественной стойкости высокой души против ничтожности, жестокости и безнравственности окружающего человека моря жизни.



Яндекс.Метрика