Skip to content
 

Анализ стихотворения В.В. Маяковского « Прозаседавшиеся»

HashFlare

Сатира – дело неблагодарное.

книга

Нужно обладать завидным интеллектом, чтобы уметь анализировать события в тот момент, когда они происходят. Это еще не все, что нужно иметь в арсенале сатирику. Нужно уметь, невзирая на лица, говорить правду в глаза, зачастую лицам, которых, говоря словами Н.В.Гоголя, принято в обществе называть «значительными».
Сатира – это такой род литературы, который призван вскрывать пороки общества, потому что другими способами его не вылечишь. Сатириков гораздо меньше, чем лириков. Род деятельности накладывает на писателя-сатирика большую ответственность: он должен объективно показывать действительность, невзирая на то, нравится ли это обществу, попадающему под прицел сатиры.

Владимир Владимирович Маяковский был сатириком. Этот род литературы поэт считал любимым. Маяковский, позиционирующий себя в литературе «агитатором, горланом, главарем», постиг все тонкости сатиры. Он принял революцию, славил Отечество, «которое есть» и «трижды – которое будет». Будучи футуристом, Маяковский расчищал путь от элементов, мешающих этому движению.

Сатира поэта безжалостно сокрушала пороки общества в знаменитых «Окнах РОСТа», в годы Гражданской войны, под нее попали буржуи, обыватели, белогвардейцы. После победы революции и появления Советов сатирику пришлось бороться с вылезшим мурлом мещанина из-за спины РСФСР. Большое внимание уделял писатель критике выросшему на почве нового строя бюрократизму, его критике он посвятил большой цикл стихотворений.

Наиболее ярким стихотворением этого цикла является «Прозаседавшиеся», написанное в жанре стихотворного фельетона, поскольку в нем высмеивается ставшее модным общественное явление, выразившееся в заседательстве по незначительным поводам или совсем без повода. Заседание в обществе стало настолько значительным явлением, что ни один вопрос не мог быть решен без него.

Слово «прозаседавшиеся» принадлежит Маяковскому, являясь авторским неологизмом, поскольку в русском языке нет слова «прозаседать», но можно легко обнаружить аналогии к нему: «промотавшиеся», «проигравшиеся», то есть потерявшие или утратившие что-либо в результате бессмысленной деятельности. Тема произведения отражена в названии. В нем же однозначно прослеживается отношение писателя к этому общественному явлению.

Сюжет произведения сводится к мытарствам просителя, который с раннего утра и до позднего веера не может попасть на прием к начальнику, условно названному Иван Ванычем и находящимся вместе со всеми сотрудниками на заседаниях. Основным средством показа сатирического явления является гипербола, переходящая в гротеск (чрезвычайное преувеличение).

Дела, которые ежедневно должны выполнить чиновники по количеству и интенсивности сравниваются с дождевыми каплями, падающими на голову в виде новых заданий. Их насчитывается в течение дня не менее подусотни. Количество дел и вызывает необходимость проведения заседаний. При этом вопросы, которые на них рассматривают, граничат с абсурдом:

  • Необходимость объединения Управления Конного завода с Театральным отделом Госполитпросвета.

  • Приобретение Губкооперативом склянки для чернил.

Объединение учреждений с разноплановой деятельностью абсурдны, несмотря на то, что эти учреждения действительно существовали. Отдельные же названия автор обобщенно называет, чтобы показать отсутствие логики в деятельности их посетителей. С раннего утра люди отправляются в просвет, полит, ком, глав. Апогеем бессмысленного сокращения названий учреждений является перечисление букв алфавита. В этой строке звучит открытый сарказм писателя по поводу заумного сокращения наименований.

Люди буквально разрываются на части, чтобы успеть посетить все заседания. Гротескной является последняя сцена, поразившая посетителя фантастически нереальной сценой, где разорванные на части чиновники вершат свое бессмысленное дело, продолжая заседать. Сатирический эффект достигается писателем за счет использования прямого значения слов «разрываться на части». Маяковский переосмыслил имеющиеся в речи фразеологические обороты, чем успешно достиг комического эффекта.

Настроение лирического героя постепенно меняется и от сдержанной иронии до стремительных поступков и резких выражений. Последняя сцена заставляет его сделать вывод, который является основной мыслью произведения, о том, что нужно собрать заседание по поводу закрытия всех заседаний.

Писатель критикует стиль канцелярской деятельности, заключающийся в волоките и создании впечатления о том, что работа проводится. По существу же дела с места не сдвигаются, поскольку они остаются на уровне слов. Бессмысленное словословие подменяет разумную деятельность. Мечта лирического героя выступает в виде гиперболы, ей не суждено сбыться пока бюрократизм, как общественное явление не будет искоренен.




Яндекс.Метрика