Skip to content
 

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

HashFlare

Михаил Лермонтов написал стихотворение в период творческой зрелости, в 1838 году. «Отечественные записки» в 1839 году впервые опубликовали его еще при жизни писателя.

Произведение повествовательного характера, со стройной сюжетной линией. В нем есть действующие лица, три пальмы, которым Бог послал роскошную жизнь в живописном месте, среди бесконечной, бесплодной пустыни. Прекрасный свежий родник поил их своими водами.
Но гордыня – это грех. Пальмы не сумели оценить дар и возроптали, высказывая свое недовольство приговором Создателя, выразившееся в том, что они одиноки и не видят общения. Всевидящий Создатель исполнил их желание. Неведомо откуда, чудесным образом, в оазис прибывает роскошный караван.

Караванщики освежились чистейшей родниковой водой, передохнули под сенью великолепных деревьев, а перед отъездом путники, не испытывая сожаления, упругие корни вековых деревьев срубили безжалостным топором. Гордыню наказали за ропот и недовольство. Деревьям казалось, что они заслуживают лучшего удела, они не хотели того удела, который был им уготован.

Проводя анализ стихотворения лермонтова три пальмы, отмечаем, что оно наполнено философскими размышлениями, которые легли в основу главной мысли произведения. Они сводятся к поиску смысла человеческой жизни. По жанру это баллада. Строфика и размер, а также мотивы очень напоминают пушкинские образы, описанные в «Подражаниях корану», кроме полемичности, которой нет у Пушкина.

Философская особенность баллады – религиозная направленность. Произведение проникнуто библейской символикой:

  • Михаил Лермонтов напоминает, что смиренный образ жизни и отказ от излишней гордости уготованы человеку Богом. Несоблюдение этих заветов несет с собой невероятно трудные последствия, ведущие к разрушению души и тела.
  • Особое отношение в стихе отводится человеческой душе. Смысл жизни сводится к необходимости содержать ее в чистоте.
  • Разум, воля и чувство составляют человеческую душу. Их символами в тексте стали три пальмы.
  • Источником всего живого на Земле считается Бог, который связан с человеком при помощи символа духа, его роль здесь играет ручей.
  • События происходят в Аравии, где, по приданиям, расположен Эдем или рай. Там, в оазисе, растут гордые деревья. Эпитетом, касающимся гордыни, писатель указывает на близость к первородному греху.
  • Нечистая сила выступает в виде темных рук, черных глаз арабов, неимоверного хаоса и страшного беспорядка, производимого нестройными звуками, криками и свистом, взрывающим песок.
  • Лермонтов показывает, как происходит полный разрыв человека с Создателем, овладение его душой темными силами и неизменная гибель, ждущая за этим пределом. Строка о наполнении кувшинов водой, отражает занятие человеческой души нечистой силой.
  • А далее незваные гости удаляются на Запад, в противоположном направлении, нахождению Создателя, добывать себе новые жертвы.

Помимо религиозного смысла писатель вкладывает в содержание стиха экологические проблемы отношений человека с природой. Зачастую сиюминутные желания человека становятся причиной принесения ее в жертву. О том, что останется потомкам от роскошной природы, не думает эгоистичный человек. Тем более, что в момент ее уничтожения, он не думает даже о себе.

В тексте звучит не только гневное предупреждение о последствиях безрассудных и безжалостных поступков, но и о мщении, которое постигнет обидчиков. По мнению Лермонтова, природа жестоко мстит человеку с той же безжалостностью, которую он применил в свое время к ней.

Современное состояние природы подтверждает правоту сказанного на примерах гибели земных оазисов от прикосновения к ним жестокой руки человека и о суровой мести природы за бездумность и варварство.

Антитеза – прием, на котором основана кольцевая композиция. Первая строфа начинается цветущей жизнью и заканчивается смертью цветущего места. В ней нарисована великолепная идиллия цветущего островка, находящегося в средине бесплодной бесконечной пустыни. Поэт кольцевой композицией показывает глубокую человеческую трагедию, а также гибель природы, пострадавшей от жестокости. Запахом катастрофы и смерти веет в последней строфе:

  • Оазис исчез. На его месте остался лишь пепел, разносимый ветром.
  • Пустыня превратилась в безжизненное пространство.
  • Погиб родник, занесенный песком.

В балладе десять строф. Размер – амфибрахий с трехсложной стопой, в которой ударение падает на второй слог. Отличительные черты произведения:

  • Впечатляющая образная система.
  • Лиризм пейзажа в первой части.
  • Размеренная ритмика.
  • Стройная композиция.
  • Остроконфликтный сюжет.

Созданию стройности произведения служат различные средства художественной изобразительности:

  • Четко слышится звук топора о корни деревьев. Это достигается использованием приема аллитерации, выражающейся в данном случае многократным повторением звука «р».
  • При помощи олицетворения писатель показывает в образах деревьев людей, пораженных гордыней, и возроптавших, желая улучшить уготованную им участь. В таких случаях вспоминается пушкинская старуха из сказки « О рыбаке и рыбке», сидящая у разбитого корыта.
  • В тексте немало сравнений (караван, идущий по пустыне, покачивается подобно челноку в море, разум караванщиков автор сравнивает с недомыслием малых детей), являющихся средством украшения и обогащения языка.
  • Текст наполнен метафорами (автор говорит о пылающей груди и крутящемся столбом ручье).
  • Большую роль играют эпитеты (у пальм махровые головы, почвы в безбрежной пустыне бесплодны, поэт говорит о гордых пальмах, роскошных листьях и звучном ручье).

Все это многообразие средств художественной изобразительности помогло создать убедительные образы, пейзажи и привести к неутешительным выводам, которые автору удалось передать потомкам, поскольку с тех пор отношение человека к природе не значительно изменилось. Это лишний раз подчеркивает значимость проблем, поставленных в произведении.



Яндекс.Метрика