Skip to content
 

Анализ стихотворения « Тучи» Лермонтова

HashFlare

Стихотворение М.Ю.Лермонтова относится к апрелю1840 года, позднему периоду творчества. Автор второй раз был сослан на Кавказ, прощался с Санкт-Петербургом, с друзьями. Произошло это в день отъезда из Петербурга (на квартире Карамзиных).

Навеяно стихотворение чувствами тоски о скорой разлуке с северной столицей, с дружеским кругом. Состояние глубокой отчаяния от превратностей судьбы побудило Лермонтова обратить свой взор на небо, где над Летним садом и Невой плыли великолепные путешественницы. Порыв чувств вдохновил изгнанника на новый шедевр. Этим стихотворением завершается последний сборник 1840 года.

Начиная анализ стихотворения тучи, обращаем внимание на особенности данного этапа творчества Лермонтова, отмеченный стремлением писателя к преодолению личностью отчуждения с окружающим внешним миром. С новой силой зазвучали центральные темы лирики писателя: свобода и одиночество. Невероятные страдания испытывает Лермонтов от узничества.

Особенностью композиции является построение текста: произведение делится на три части, равные строфе - четверостишью. Текст строится согласно приему сравнения. Первая строфа посвящена сравнению героя с небесными странниками. Автор проводит линию духовного родства между путешествующими небесными телами, бегущими по небу и собой, называя их изгнанниками.

Чувство пронзительного страдания лирического героя роднит его с вечными космическими путешественниками. Возникший в первой строфе, этот образ становится фоном, на котором объемно показан образ опального поэта, вынужденного покидать родину, друзей по воле рока.

Так же, не останавливаясь, движимые жестокой судьбой, бегут по небу космические странники. Подлунный мир не знает силы, которая сможет противостоять их вечному движению. Лирический герой в диалоге с тучами уподобляет себя судьбе, обреченной влачить существование по одинокой дороге жизни.

Приговором судьбы звучит мотив изгнания для поколения 80-х годов ХIХ столетия. Изображение холодных безучастных туч проецирует этот образ. Большое количество «лишних людей», «умных ненужностей», не способных любить и ненавидеть, не знающих чувства привязанности, люби к Родине порождено эпохой реакции. Безликое, бесчувственное поколение уныло тянется по жизненной дороге, подобно им, холодным и равнодушным.

Вторая строфа рассказывает читателям об обстоятельствах, вынудивших Лермонтова уехать с милого сердцу севера. В ней писатель вскрывает общественные пороки:

  • злобу;
  • преступление;
  • зависть.

Используемые эпитеты указывают на тоску и глубокую трагедию героя: его гонит рок, лишает дружеской поддержки.

Третья строфа посвящена противопоставление человека с живым сердцем, способным чувствовать, испытывать страдания, принадлежащего к миру, полному суеты, холодным небесным путешественникам, далеким от человеческих страданий, не способны «понять» тоски, поскольку лишены пылкого сердца, без которого нельзя любить.

Мотив любви к Родине перекликается с темой одиночества, остро чувствуется, что автор, оторвавшись от Родины, тяжело переживает одиночество из-за тоски по ней. Финал произведения не утешителен: причиной страданий, тоски является отсутствие у поэта личной свободы.

Размер стихотворения – четырехстопный дактиль. Перекрестная рифма способствует созданию яркой поэтической картины природы, на фоне которой развиваются глубокие и безысходные чувства: свободные – бесплодные, ядовитая – открытая, южную – жемчужную. Создавая образ лирического героя, автор использовал в раскрытии различные средства художественной изобразительности.

Одно из средств – анафора. Перевод с греческого языка обозначает единое начало. Литературная анафора обозначает повторение явлений речи в начале строки. Это могут быть обороты, строки, звуки, слова. Поэт использует самый распространенный вид анафоры, лексическую, то есть, такую, где повторяются слова. Он задает риторический вопрос путешественницам о том, что же их гонит: или ядовитая клевета друзей, или тяжесть преступления.

Вот это «или», в начале двух рядом стоящих строк, - анафора, которая, являясь поэтической фигурой с двойным повтором, подчеркивает важность обстоятельств вечного движения туч. Эти причины автор сравнивает с собственными и приходит к выводу, что обстоятельства не сопоставимы: равнодушные путешественники не подвержены клевете друзей и преступлениям. Это причины изгнания автора.

Поэт использует олицетворение, которое является литературным приемом. Используется оно с целью наделения неодушевленных предметов способностями совершать действия, свойственные одушевленным. У Лермонтова тучи – странники, изгнанники.

Поэт обращается к ним с риторическими вопросами, как к живым существам, о том, кто гонит их, размышляет о причинах их гонения, сопоставляя себя с ними и глубже осознавая обстоятельства собственного гонения. Эти слова холодных небесных путешественников делают живыми существами, сознательно отправившимися путешествовать или изгнанные так же, как и писатель, злым роком. Давая им характеристику, автор более глубоко раскрывает внутренний мир героя.

Произведение наполнено метафорами, переносными словами, употребляемыми по сходству с каким-либо предметом. У писателя это метафоры одушевления. Он относит метафоры к небесным путешественникам, рассуждая о том, что им «наскучили нивы», они не чувствуют страданий, страстей и мчатся, гонимые неодолимыми обстоятельствами в чуждые страны.

Текст украшен эпитетами (красочными прилагательными), среди которых используются метафорические. К слову «нивы» он подбирает эпитет бесплодные, небесные путешественники у него неизменно холодные и свободные.

Мысль о разобщенности человека и природы является философской подоплекой произведения;

  • Пламенные страсти изгнанника противопоставляются равнодушному высокомерию небесных странников;
  • К его страданию бесчувственные тучи равнодушны.
  • Свобода природы противопоставлена опальному поэту, изгнанному и зависимому от воли властей.

Человечество не способно стать выше мирской суеты, подобно вечному холодному небу, поскольку не находится в состоянии гармонии с окружающей жизнью, которая не может стать свободным от воздействия обид, страстей и желаний.



Написать отзыв

Яндекс.Метрика