Skip to content
 

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Фантан»

HashFlare

Произведение Федора Ивановича Тютчева было написано в 1839 году. Этот этап творчества писателя считается плодотворным. Глубоко, по-новому раскрывает текст вечную тему рока, судьбы, поднятую ранее Гете в «Фаусте». Писатель глубоко анализирует судьбу человека и природы, сопоставляя их.

Глубина философских размышлений писателя касается природы существования человека, предопределенности, попытке понять, изменить ход жизни, установленный свыше. В реальности его мечты, надежды, ожидания обречены на столкновение с чем-то более сильным, чему невозможно сопротивляться, ускользающему от понимания. Возникает осознанная безнадежность борьбы с заданностью бытия, автор не надеется превозмочь ее. Это глубоко печалит, разочаровывает лирического героя.

Тютчева огорчает необратимое противоречие высокого стремления проникнуть в законы построения мира и слабость ограниченного природой кругозора. Время человеческой жизни несопоставимо с равнодушной вечностью.

Поэтическая зарисовка клубящегося в фантастическом сиянии фонтана, напоминающего живое облако, заслоняет собой трагедию падения сверкающей всеми цветами радуги живительной струи с высоты на землю.

Автор не поскупился на средства художественной изобразительности, описывая фантастическое зрелище пламенеющего, дробящегося на мелкие брызги под лучами солнца влажного дыма. Он показывает триумфальное стремление струи ввысь, сравнивая ее с солнечным лучом.

Тем контрастнее вторая часть, предопределяющая ее неизбежное падение с великолепной высоты на бренную землю. Второе восьмистишье проникнуто «смертной мыслью», обращающей неистощимый водомет в прах, подобно блистательной струе. Преломление луча неизбежно, обречено, такова же судьба человека.

Последние две строчки восьмистишья объединяют обе строфы, подтверждают раздумья лирического героя о том, что блистательный поток и всеобъемлющая природа человеческого мышления совершенны на самой высокой точке своего бытия. Это немного скрашивает осознание трагической предопределенности, уготованной человеку на земле.

Анализируя творение поэта, мы четко видим прием психологического параллелизма: блистательный поток воды сравнивается с водометом, который рвется ввысь. Автор с глубокой грустью отмечает, что им, не суждено, взлетев ввысь, сохранить вечность. Блестящие брызги потока и полет человеческого разума, дробясь на мельчайшие частицы, стремительно падают вниз. Причиной трагического падения является неизбежная закономерность. Черту, установленную неумолимой роковой «дланью», не суждено преодолеть никому и ничему.

В основу сюжетной композиции также положен литературный параллелизм: оказывающий влияние на композицию произведения: четко распадающуюся на два восьмистишья. Первое, рассказывающее о стремлении потока подняться ввысь, показано, как действие внешнего мира. Второе – внутреннюю природу мысли, стремление постичь секреты мирозданья.

Грандиозная картина сияющего разноцветными огнями зрелища предстает перед восхищенными взорами посредством средств художественной изобразительности, мастерски подобранных тропов:

  • Метафорами, употребляемыми в роли эпитетов, показано стремление чудного потока в заветную высоту, сопровождаемого шлейфом влажного дыма из огнецветной пыли.
  • Метафоры выполняют роль сравнения, рисуя фонтан в виде облака, клубящегося и сияющего.
  • Поэт сравнивает блистающий поток со стихией огня, называя его влажным дымом, который, подобно огню способен клубиться и пламенеть.

Во второй части Тютчев, прослеживая движение «смертной» мысли, неутомимо стремящейся вверх, использует все богатство тропов. В поисках тайны бытия человека, его миссии на земле Ф.И. Тютчев использует следующие средства художественной изобразительности:

  • Риторических восклицаний, обращенных к стремящейся вверх струе.
  • Риторические вопросы, пытающиеся постичь глубину законов вселенной, предопределяющую судьбу смертных раздумий.
  • Обращений к неистощимому человеческому разуму полных эмоционального напряжения.

Произведение, написанное трехстопным ямбом, имитируют звук воды, двигающейся вверх. Кольцевая рифмовка создает впечатление непрестанного стремления струи вверх. В тексте присутствуют эпитеты, касающиеся описания заветной высоты, живого облака.

Картины стремящейся вверх струи тождественны духу человека: элегия показывает их переменчивыми. Подобно струе, жизнь человека стремится постичь ускользающую истину, смысл бытия. Стихотворение наполнено бунтарской стихией души, протестом блистательным в своем движении к истине, доказывающим этим свое родство со вселенной.



Написать отзыв

Яндекс.Метрика