Skip to content
 

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес» («Ночевала тучка золотая…»)

Стихотворение принадлежит талантливому русскому писателю с трагической судьбой. Короткая жизнь поэта (прожил меньше 27 лет, так как до этой даты не дожил) была наполнена творческими взлетами, глубокими разочарованиями и поисками смысла бытия. Тема страдания от одиночества – одна из центральных в творчестве Лермонтова.

Журнал «Отечественные записки» в 1843 году напечатал произведение. В это время Лермонтова уже не было в живых. Автор написал стих за несколько недель до смерти, обуреваемый чувством глубокого одиночества. Этот шедевр русской литературы является одним из последних творений.

Стихотворение с глубоким философским смыслом обличено в форму великолепной зарисовки, относящейся к пейзажной и философской лирике. Одна из основных тем – всеобъемлющее чувство человека, находящегося в огромном, пустынном мире в абсолютном одиночестве. Автор, раскрывая тему, активно использует олицетворение. Для усиления чувства одиночества разрывает предложения, помещая в разные строфы, в которых логическое ударение подчеркивает слово «одинокий». Такой же прием поэт применяет к слову «пустынный», являющемуся в русской поэзии символом, обозначающим одиночество.

Основа художественного текста раскрывается в литературном параллелизме, объединяющем два мира (человеческий и природный) воедино. То, что происходит в жизни, находит зеркальное отражение в том и другом. Действие происходит на утесе, который стоит одиноко в ожидании перемен. Неожиданно его посетила легковерная тучка. Эти персонажи являются главными действующими лицами стиха.

В основу композиции легло контрастное изображение двух главных персонажей, создаваемых средствами художественной изобразительности:

  • Различием в категориях, определяемых главных персонажей (это существительные мужского и женского рода).
  • Наличием в тексте антитезы (молодая, старый, плачет, весело играющая).
  • Усиливает контраст союз «но».
  • Психологический контраст поэтом достигается, благодаря олицетворениям, которые используются на протяжении всего текста: глубоко задумался, весело играя, статичный, одиноко стоит, плачет тихонько, летучая, мчится прочь.

Образ тучки динамичен, и это подчеркивается его непрестанным движением. Образ утеса неподвижен. В человеческом обществе первый стереотип поведения квалифицируется, как более легкий, воздушный, беззаботный. Что касается второго, то его отношение к жизни отличается основательностью.

С исчезновением тучки, улетучивается и веселое настроение. Утес-великан, ставший пристанищем для путешественницы, остается в полном одиночестве, наедине со своей старостью и мрачностью. Рисуя столь выразительные образы главных героев, Лермонтов использовал различные средства художественной изобразительности:

  • Можно отметить преобладание олицетворений (задумываться, плакать, переночевала, умчалась).
  • К средствам, придающим стихотворению выразительность можно отнести метафору (образ утеса сравнивается с великаном, а небо называется лазурью).
  • Большая роль отводится эпитетам (золотая, старый).
  • Иносказательный смысл достигается использованием перефраза (с одной стороны, слеза, с другой, влажный след).
  • При помощи аллитерации стих становится более звучным и открытым.
  • Внутреннее плавное движение стиха происходит за счет ассонанса.

У смыслового содержания есть несколько интерпретаций. В одном из вариантов показывается система человеческих взаимоотношений, где стереотипы главных героев представляют собой полную противоположность. Образом тучки символизируется легкомысленная ветреная красавица. Утес же представляет собой ее верного фундаментального в жизненных вопросах поклонника. На сердце старого человека промелькнувшая последним лучом любовь обворожительной плутовки оставляет глубокие, не заживаемые раны.

Другой интерпретацией взаимоотношений главных героев является невозможность воссоединения любящих сердец. Для героя посещение любимой является редким праздником, скрасившим одинокого существования, для героини это лишь легкий флирт.

Существует еще одна, философская трактовка взаимоотношений между главными персонажами, где герой представляет материальное начало, а героиня – духовное. В философском плене поставлен вопрос о возможности единства между этими противоположными началами и обретении ими душевной гармонии. В образе героини просматривается духовное начало, ассоциируемое с человеческой душой. Напротив, в непоколебимом герое воплощено прочное, материальное начало.

Тело и душа в состоянии противоречия не могут находиться: это влечет их неизбежное разъединение и вечные страдания тела, поскольку летучая тучка оставляет его, не скорбя об утрате. Тело страждет по душе, будучи обреченным страдать во вселенской пустыне, как несчастный утес, плача тихо о своей одинокой судьбе. Для своего творения поэт избрал хорей, с ударением, падающим на первый слог. Текст имеет опоясывающую рифму.

Заканчивая анализ, следует сделать вывод, что направлено оно на раскрытие внутреннего мира автора. В нем звучит призыв к умению жить во внутренней гармонии с собой и окружающим миром.



Написать отзыв

Яндекс.Метрика