Skip to content
 

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Стихотворение было напечатано в 1850 году. Этот период ознаменован для писателя высоким мастерством и независимой позицией в создании произведений, имеющих свой почерк:

  • Писатель имел собственную позицию в грамматике стиха, чем вызывал возмущение окружающих корифеев.
  • Свободное обращение с лексикой в текстах было предметом удивления современников.
  • Автор был новатором в разработке образного строя стиха и его мелодики.
  • В произведениях поэта ощущалась обостренная роль композиции, которая была способна к передаче его сущности и конструкции, развитие авторского «Я».
  • Творчеству писателя свойственно необыкновенное чувство слова, нюансы которого наполнялись автором живой конкретикой, мерцая неповторимой прелестью.
  • Лирическое переживание в тексте окрашено резко субъективными оценками автора.

Все эти черты выделяли независимое творчество Фета среди поэтического круга не всегда с позитивной оценкой. Критики отрабатывали свое перо на произведениях писателя. Это стихотворение было подвергнуто острейшей критике. К нему предъявляли традиционные требования, которых в тексте, написанном по-новому, по мнению критиков, не было:

  • Автору вменяют вину личный характер перечисляемых жизненных фактов.
  • Слишком простая и звучащая по-новому форма воспринята как вызов уже существующим.
  • Уничтожающе звучало предложение критиков о прочтении стихотворения с конца, смысл которого от этого не будет утрачен.
  • На произведение посыпались пародии, которые лишь подогревали интерес, муссируя его выигрышные стороны.
  • Поэт оказался виновником отсутствия событийности в своем творении, узости и ничтожности темы.

Противоречивость оценок подтверждает неподдельный интерес к нему. Идеологический противник писателя М.Е. Салтыков-Щедрин высоко оценил творение, сказав, что это редкое по благоуханию и свежести поэтическое явление. Л.Н. Толстой, положительно оценивающий творчество поэта, высказал восторженную мысль о том, что не каждому дано понять замысел и форму, приданную стихотворению: в нем нет ни одного глагола, действие предстает в виде картин, отражающих высокое мастерство писателя.

Автору удалось мастерски реализовать полноту лирического замысла, он сумел показать органическое единство духовной жизни героев и природы. В тексте воплощено высокое психологическое напряжение и насыщенность человеческих отношений. Ночная природа дышит благоуханием, создавая фон для развития страстного любовного порыва.

Анализируя стихотворение, необходимо понять за счет чего поэт достиг столь высокого эффекта, присущего поэтическому тексту:

  • Как при отсутствии глаголов показано развитие действия, внутреннее движение сюжета.
  • Что влияет на показ сиюминутности действия и длительности времени.
  • Что предпринял поэт, чтобы перелить движение, выраженное существительным, в жизненную картину.

Внешнее восприятие структуры текста представляет собой одно восклицательное предложение, разделенное на части при помощи знаков препинания, которые могут показаться инструментом деления текста на части. Но это лишь внешнее представление. Внутренне все части спаяны элементами композиции, представленные экспозицией, развитием действия, кульминацией и завершением. Главный двигатель темы является смысловое развитие композиции, проходящее в трех направлениях:

  • интимном, человеческом;
  • общем и частном;
  • обобщенном природном.

Развитие человеческих отношений идет параллельно с миром природы. В первой строфе делается набросок ночных звуков: на фоне серебряного колыханья слышен шепот и звук легкого дыханья. Во второй строке обрисован милый облик, постоянно меняющийся на фоне ночного света и бесконечно движущихся теней.

Заключительные строки показывают огромный мир, охвативший природу вместе со всем, что в нее ходит, гармонично включив в себя двойное слово «заря», слезы, лобзания, блеснувший янтарь, янтарную розу, утонувшую в тучах, покрытых дымом. В двойном восклицании «заря, заря» происходит слияние точек высшего блаженства мира природы и человека.

Цветовая гамма стихотворения очень разнообразна, но развивается от приглушенных ночных тонов – до янтарных и пурпурных к рассвету. Параллельно природным цветам, расцветает человеческое чувство, достигая высшей точки к моменту рассвета. В первой, второй и третьей строфах читатель улавливает, наряду с цветовыми образами, звуковые картины: слышны звуки лобзания, слез, колыхания тихо движущегося сонного ручья, робкого дыхания фа фоне тончайших трелей песни любви, тщательно выводимых соловьем.

Это произведение весьма живописно. На нем, как в общей раме, расположились маленькие эпизоды всеобъемлющего человеческого счастья. На фоне роскошной ночной природы, наполненной запахами и звуками, поэт показывает рассвет чувств лирического героя, при этом о героине читатель может только догадываться по нежным легким штрихам.

Для нашего современника, привыкшего к наличию в поэзии самых неожиданных приемов «Шепот, робкое дыханье…» кажется обычным выражением глубокого любовного чувства, но для читательской аудитории ХIХ века поэзия Фета стала дерзким вызовом формой и психологической глубиной. Фет, как поэт, открыл новую эпоху в поэзии, которую века отшлифовали в роскошные шедевры.



Написать отзыв

Яндекс.Метрика