Skip to content
 

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия»

Основными мотивами творчества Н.А. Некрасова, как гражданина, были: грусть о тяжелой участи народа и боль за смирение, с которым он сносил тяготы, посланные судьбой. Эти мысли особенно весомо прозвучали в написанной в 1874 году «Элегии», где автор выступает в защиту их прав.

В стихотворении поднимается проблема, касающаяся их участи после отмены крепостного права в результате реформы 1861 года. Анализ стихотворения некрасова показывает, что основной мыслью являются размышления об участи народа. С этого момента и до написания Некрасовым «Элегии» прошло более десяти лет. Изменилась ли участь страдальцев с тех пор. Автор говорит о том, что они получили свободу, но стали ли они счастливее.

Риторический вопрос остается без ответа: кругом нищета и бесправие, которое напоминает мотивы пушкинской «Деревни», где «барство дикое» довело «рабство тощее», влачащееся по полям, до последней степени нищеты и бесправия. Автор делает вывод, что изменений в безрадостной жизни со времен Пушкина не произошло.

По жанру элегия представляет собой размышления на лоне сельской природы. И в прекрасную сельскую природу постоянно врывается мотив тревоги и тоски об участи людей, чьим безропотным трудом кормятся сильные мира сего.

Композиционно элегия состоит из четырех строф, имеющих разное количество строчек. В первой строфе звучит обращение к юным читателям, о предназначении музы пробуждать веселящуюся толпу, под которой подразумеваются почивающие на лаврах, поющие в вечном блаженстве и досуге правящие классы. В строфе методом антитезы противопоставляются две противоположные картины:

  • Жизнь представителей дворян, не желающих видеть народные бедствия, считающих, что об этом говорит не модно.
  • Жизнь народных масс, влачащих жалкое существование в бесконечном труде, не поднявшегося до понимания, что за свои права нужно бороться, из-за повальной неграмотности и рабской зависимости.

В стихотворении – четко очерчен сюжет, в котором прослеживается завязка, где звучит обращение к молодому поколению с темой народных страданий. В защиту безмолвного и бесправного крестьянина поднимается иссеченная плетьми некрасовская Муза. Союз поэзии и угнетенных, измученных страдальцев тем крепче, чем тяжелее их участь.

Поэзия призвана привлекать внимание мучителей к тяжелому положению низших слоев населения. В этом заключается ее благородная миссия. А тема защиты не может устареть или быть подверженной моде, пока не исчезнет ее актуальность, и народ не вздохнет свободно.

Во второй строфе автор обосновывает мысль о миссии поэзии, призванной подниматься на бой за счастье униженных. Здесь же высокой кульминацией звучит некрасовское признание о лире, которую он посвятил своему народу. Звучат мотивы, в которых, подобно пушкинскому «Памятнику», поэт признается в том, что его лира была создана для раскрытия его нужд.

Поэзия была призвана на борьбу за народное счастье. Поэт ликовал, узнав о реформе, освобождающей крестьянина, он пролил слезы счастья, но реформа, отменяющая крепостное право, оказалась обманом. Он не мог молчать. В диалоге с Музой хорошо просматривается гражданская позиция писателя. В стихотворении он сравнивается с воином, который, независимо от исхода битвы, должен подниматься на борьбу за счастье.

Во второй строфе четко намечаются итоги творческого пути писателя. С первых строк понятно, что обращено оно к поколению, идущему на смену поэту, поэтому и воспринимается как поэтическое завещание из серии памятников. Действительно, совсем скоро, всего через четыре года (в 1878 году) Н.А. Некрасов умер. Лире народной писатель никогда не изменял, прекрасно понимая, что тот, для кого она звучит, ее не слышит. Народ безмолвствовал.

Именно об этом и идет речь в третьей и четвертой строфах. Автору внемлет природа. Его громкая песнь с тревогой о том, помогла ли реформа, звучит для всех. Он ждет ответа об отрадных изменениях в жизни сельского труженика. Но изменений нет, и тот, склонившись над сохой, продолжает тянуть свою рабскую лямку. Он глух к песне и своей беспросветной участи.

Стихотворение заканчивается этой горькой мыслью. Это и является развязкой произведения. Иной в эту эпоху она быть не могла: русский крестьянин, как тургеневский глухонемой дворник Герасим, не был готов услышать обращенного к нему голоса.

Для создания системы образов используются разнообразные средства художественной изобразительности:

  • Антитеза, показывающая две противоположные силы (друг – враг).
  • Эпитеты (красный день, имеется в виду реформа, отменяющая крепостное право).
  • Роль акцента для придания роли обману играет оксюморон, указывающий на эмоциональный накал окружающих от случившегося факта (сладкие слезы).
  • Сравнение двух полюсов произведения, где на одном страдает крестьянин, а на другом беспечно ликуют сильные мира сего.

Автор показывает тяжелый труд на фоне великолепной сельской природы. Картины сельских будней радуют взор. Это хорошо показывают такие детали, как дружные косы, сверкающие на солнце серпы, сохи, жатва, горящая золотым огнем. Они отрадны не только сердцу писателя, ими с удовольствием любуются и читатели.

В помощники поэт призывает саму природу, помогающую молиться за несчастную долю крестьянина. Песня его слышна всем. Не слышит ее только изможденный трудами крестьянин да занятый непрекращающимся веселым времяпровождением дворянский класс.

В «Элегии» прослеживается не только мощный протест против существующего положения вещей, приравненный в битве за права крестьян, но и четко сформулированная итоговая мысль поэта о музе, которую он посвятил народу своему.



Яндекс.Метрика