Skip to content
 

Анализ стихотворения « Silentium»

HashFlare

книгаФедор Иванович Тютчев написал « Silentium» в 1830 году. Впервые его напечатала шестнадцатого марта 1833 года газета «Молва». Стихотворение « Silentium» - любимое произведение Льва Николаевича Толстого, который считал, что уединение помогает человеку услышать всегда обращенный к нему голос Бога. Толстой отмечал его особую философскую и лирическую глубину. Произведение любил Менделеев Дмитрий Иванович, цитировавший стих в своих «Заветных мыслях».

Название произведения переводится с латыни как «тишина», «молчание». Учитывая факт биографии поэта о нахождении его на дипломатической службе в Германии, в Коллегии Иностранных дел с 1822 года, исследователи творчества Ф.И. Тютчева открыли еще несколько значений этого слова: как призыва к восприятию речи, с целью концентрации внимания:

  • В виде обращения перед тостом к гостям.
  • В аудитории студентов перед выступлением преподавателей, а также студентов, где поэт посещал лекции.

По жанру это лирическое стихотворение философской направленности. Поэт хорошо знал труды античных философов. Особенно сильно прослеживается влияние Цицерона. Стихотворение написано в романтическом стиле. Один из известных исследователей творчества Ф.И.Тютчева Юрий Тынянов считал стихи поэта лирическими фрагментами.

Тема произведения – противопоставление души внешнему миру. Первая строфа – это диалог лирического героя с очень близким человеком или с самим собой. Действие здесь как будто переносится во внутренний мир. Автор горячо просит собеседника о молчании, о бережном сохранении движений души, которые в глубине будут подниматься и заходить, подобно звездам. Автор просит друга просто молчать и на них любоваться.

Первая строфа передает противоречие между внутренним и внешним миром. Энергия и воля автора передается при помощи глаголов в повелительном наклонении. Движения души ассоциируются с ночной жизнью и сравниваются с ночными, безмолвными светилами.

Художник летучими мазками делает набросок внутренней жизни человека: неизвестность, тонкость, неопределенность, непредсказуемость, смутность, неуловимость человеческих желаний, грез и дум. В то же время чувства и мысли это самостоятельные субъекты (заходят и встают). Мир человека слишком деликатен и тонок. Первая строфа приводит к выводу, что человек не всегда может разобраться с собственными движениями души: они ускользают в суете дня.

Диалог внутреннего и внешнего мира продолжается и во второй строфе, но волевой энергичный порыв сменяется холодными размышлениями о возможности их взаимоотношений. Порыв чувств иногда всецело овладевает человеком и руководит поступками во внешнем мире, не подчиняясь воле.

Автор передает эти размышления при помощи риторических вопросов. Выводами из размышлений, заложенных во второй строфе, являются слова о том, что изреченная мысль является ложью, поскольку точно передать состояние души человек не может: между человеческой речью и его сознанием лежит пропасть. Поэт считает, что человек обретет чувство гармонии в своем внутреннем мире.

Это является центральной темой в третьей строфе. В ней речь идет о том, то человек вполне может жить, наслаждаясь движениями души, если обладает тонкостью слуха. Поэт боится, что дневные звуки могут помешать ее тончайшему пению. Эти тонкие и нежные движения не могут выдержать столкновений с внешним, слишком грубым миром.

Произведение имеет трехчастную композиции. При этом каждая часть замыкается на себе во всех отношениях:

  • с точки зрения музыки стиха;
  • синтаксически;
  • интонационно;
  • по смыслу.

Части связаны лирическим движением, то есть, сюжетом художественного текста, рифмой, начальной и конечной мыслью о молчании, что указывает на кольцевую композицию. В стихотворении – два размера, основным из которых является четырехстопный ямб, в отдельных отрывках включается амфибрахий. Рифмуются строки попарно.

Для создания художественного мира лирического героя используются следующие средства художественной изобразительности:

  • аллитерация (душевному пению помешает внешний шум);
  • афоризмы (сказанное слово является ложью, и о том, что другому не понять человека);
  • слова, относящиеся к высокому стилю («оне», «звезды»);
  • сравнения и метафоры (где чувства показаны самостоятельными субъектами, встающими, подобно звездам и заходящими самостоятельно вне влияния на них человека);
  • эпитеты (дум таинственных и волшебных).

В стихотворение раскрываются философские и романтические взгляды писателя, показывающие его противоречивый и богатый внутренний мир писателя.



Яндекс.Метрика