Skip to content
 

Как составить план анализа стихотворения

Подходя к изучению лирического текста, нужно определить, с чего его начать. Идеальным вариантом выполнения первого пункта плана по изучению поэтического творчества писателя является выразительное чтение стихотворения. Лучше прослушать его в исполнении мастеров слова. Тогда понимание будет полным.

Цель прочтения – правильное восприятие содержания. Важную роль здесь играет интонации, с помощью которой исполнитель доносит настроение автора, его сокровенные мысли. Чтение текста является первым пунктом плана анализа стихотворения. Затем изучение будет строиться на базе знания содержания текста, без которого его изучение не имеет смысла.

Прослушивание живого слова великих мастеров сцены, правильно доносящих содержание и настроение стихотворения, не является большой проблемой при современном уровне техники. Учителю нужно определить, в исполнении какого мастера слова будет звучать текст, чтобы достичь лучшего понимания замысла, вынашиваемого автором прежде, чем включить в творение.

Если прослушать текст в актерском исполнении невозможно, учитель должен определить, кто из сильных учащихся сможет выразительно прочитать его, хорошо, если учитель озвучит текст, соблюдая необходимую интонацию.

Успех анализа стихотворения зависит от первого восприятия, где ученик сможет определить отношение, сложившееся у него не только к творению, но и к творцу. На этом этапе происходит передача чувств поэта ученику, независимо от того, что их разделяют века.

Учитель должен заранее определить возможность встречи детей с художественным миром поэта. С этого момента поэт и читатель живут в одном измерении, одинаково чувствуют, мыслят и действуют. Прочтение стихотворения в плохом исполнении чревато тем, что дверь художественного мира писателя никогда не откроется перед учеником, а постичь его, стоя за дверью, не сумеет даже одаренный ребенок.

Распространенная ошибка учителей навсегда захлопнула художественный мир авторов, мир литературы перед поколениями талантливых читателей. Факт, что дети не читают произведений, восходит к этому пункту плана, когда анализируется произведение, без знания текста.

Разговор о великом творении становится более глубоким, если текст стихотворения выучивается наизусть, ученик не только мыслит теми же категориями, что и автор, но и озвучивает их, вживается в его роль, становится близок поэту. Это необходимый толчок к полному изучению поэтического текста.

Момент истины наступает, когда ученики перевоплощаются в лирического героя, это уже не анализ стихотворения, а сопереживание. Они заново проходят путь, который выстрадал автор, создавая образ главного героя.

Данный пункт является значимым, поскольку без него учащиеся остаются равнодушными к герою и проходит мимо него. Процесс установления взаимосвязи с лирическим героем, являющимся носителем тех чувств, мыслей и настроений, которые дети уловили при первом прочтении, превратило их в чувства переживания, волнующие и побуждающие к переоценке ценностей. Значит, анализ достиг своей цели.

Изучая стихотворение по литературе, нужно определить диапазон анализируемых явлений, чтобы дети в нем не заблудились, достаточно научить анализировать стихотворения масштабно, крупными блоками, видом сверху на анализируемые явления, а не плутанием по дебрям без компаса. Для этих целей составляется план, включающий определенные параметры.

План должен выглядеть следующим образом:

                      План анализа стихотворения по литературе

  1. Кто такой автор: фамилия, имя, отчество, литературные псевдонимы, год рождения, влияние семьи, окружения на становление творческой личности; в какую эпоху жил. Отметить направление в литературе: авангардизм, сюрреализм, акмеизм, символизм, футуризм; реализм, классицизм, романтизм, сентиментализм; место произведения в системе творчества.
  2. История создания произведения  (когда и в связи с чем написано, что побудило к созданию текста, кому сделано посвящение).
  3. Об идейно-тематической направленности произведения, о чем идет речь, чему учит произведение.
  4. Сюжет имеет две разновидности: 1) отображающий развитие событий; 2) развитие чувств лирического героя.
  5. Композиция. Построение произведения, где развивается действие. Роль строф в идейно-тематическом замысле.
  6. Учащиеся должны уметь определить жанр поэтического произведения: элегия, эпиграмма, сатирический портрет; эпитафия, посмертное произведение; сонет, песня, роман в стихах, баллада, поэма, ода.
  7. Система образов – это герои, населяющие мир автора. Важно умение определить место каждого. Центральным является лирический герой, которого зачастую принимают за автора, он ведет рассказ от лица лирического героя или исполняет ту или иную роль.
  8. Важным моментом в анализе является умение определить стихотворный размер стиха, или ритм: 1) 2-стопные размеры силабботонической системы: хорей, с ударением на первом слоге; ямб, на втором слоге; 2) трехстопные размеры: амфибрахий, анапест, дактиль; акцентный стих, дольник и др.
  9. Умение определить рифму играет важную роль в понимании ритма стиха. Она имеет много разновидностей и бывает следующей:
  • кольцевая – абба;
  • перекрестная – абаб;
  • парная – аабб.
  1. Определить роль средств художественной изобразительности в развитии темы, идеи образов. Лексический анализ произведения ставит задачей установить влияние различных пластов лексики на поэтический язык и соотношение их с общей направленностью произведения. Употребление таких групп слов, как: синонимы, антонимы, амонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы; неологизмы, архаизмы и другой лексики.

В этом же ключе ведется анализ использования тропов в поэтической речи.

Тропы – это образные слова и обороты, употребляемые в переносном значении. Они являются украшениями поэтической речи. Определить их не всегда легко, но полное понимание их значения – путь, ведущий к пониманию замысла автора. К ним относят:

  • эпитеты, являющиеся художественными определениями.
  • сравнения;
  • пралеллизм;
  • олицетворение;
  • метафору (скрытое сравнение);
  • литоту (преуменьшение);
  • иронию (скрытая насмешка);
  • гиперболу (преувеличение);
  • аллегорию (иносказание).
  1. Определить стилистические фигуры:
  • Умолчание в виде незавершенной мысли, которую читатель должен додумать.
  • Риторический вопрос, на который не ждут ответа.
  • Повторы, или рефрен.
  • Инверсия, предложение с обратным порядком слов.
  • Градация, примером которой может быть ряд слов с нисходящим значением (светлый, бледный, едва заметный).
  • Антитеза – противопоставление.
  • Поэтический синтаксис (фигуры поэтической речи или синтаксические приемы).
  1. Применение в стихотворении поэтической фонетики, находящей реализацию в следующих формах:
  • Анафоре –( повторение фразы, слова или строфы в конце предложений).
  • В аллитерации (повторение одинаковых согласных).
  • Определить роль звуковых повторов и звукоподражаний с целью создания «рисунка» речи.
  • Эпифоре – (повторении фразы, слова или строфы в конце предложений).
  • Ассонансе – (повторение гласных).

Анализ произведения – это не простая работа. Проводить ее нужно на основе глубоких знаний поэтического творения и основ литературоведения. Но лучшим анализом читательского восприятия является тот, что идет из сердца, настроившегося на одну волну с художником слова. Проникновение мастерскую художника дает читателю незаменимый жизненный опыт, помогает правильно воспринимать жизнь.



Написать отзыв

Яндекс.Метрика