Skip to content
 

Схема анализа стихотворения

HashFlare

книгаНе бывает универсальной схемы анализа текста, также как не может быть у поэтов совершенно одинаковой манеры их написания. Любой текст, написанный в стихотворной форме, анализируют по схеме, которая характеризует его по ряду аспектов. Для каждого стихотворения схемы будут разными.

Критерии анализа можно ограничить определенным кругом, поэтому схема может иметь лишь усредненный характер. Это обозначает, что отдельные пункты применительно к некоторым лирическим текстам могут просто отсутствовать. Поэтому исследователь может воспользоваться приведенными пунктами, а также дополнить свой анализ, исходя из особенностей текста.

Схема анализа стихотворения

  1. Информация об авторе (кем создано, описание эпохи или периода, в который создано, когда написано, дата).
  2. Место произведения в творчестве поэта (ранняя лирика, зрелая, поздняя).
  3. Литературное направление, в котором оно написано (романтизм, сентиментализм, реализм и др.) его особенности, отраженные в стихе.
  4. Название стихотворений поэта, с которыми можно его сравнить, указать критерии сходства.
  5. Сходство со стихами других поэтов, их названия, критерии сходства.
  6. Предыстория создания стихотворения (когда написано, дата написания, место, причина или повод создания).
  7. Настрой стихотворения. Ведущий мотив. Какая строка заключает основную мысль, ставшую отправной точкой для написания стиха.
  8. Какую роль автор отводит начальной строке. Какие чувства и настроения являются ведущими для написания стиха (радость, веселье, печаль, тоска, скука и другие). Их определяющие направления. Какими чувствами автора или лирического героя оно вызвано. Меняется ли на протяжении художественного текста или остается стабильным. Если меняется, по каким словам, выражениям и фигурам можно почувствовать эту перемену.
  9. Какова роль завершающей строчки: какие выводы поэт делает из основного конфликта, ведущих мотивов.
  10. Суть конфликта: герои, образы, события, явления, между которыми он возникает. По каким ключевым словам можно определить возникновение, течение и разрешение. Доведен ли конфликт до логического завершения в рамках художественного текста или финал остается открытым и предлагается для осмысления читателем.
  11. Наличие сюжета. Бывают сюжеты, отражающие движение, связанное с действиями героя, а бывают бессюжетные, отражающие чувства. Выделяются ли все элементы сюжета (завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка) или отдельные из них.
  12. Звуковые образы. Какие звуки работают по их созданию, при помощи каких приемов поэту удается их воссоздать.
  13. Цветовая гамма стихотворения. Какие цветовые образы и созданы и при помощи чего.
  14. В каком временном измерении протекает лирический сюжет (настоящем, прошедшем, будущем).
  15. Объем и особенности художественного пространства.
  16. Система образов. Взаимоотношения лирического героя с другими персонажами и читателем. Приемы, избранные для показа (риторические вопросы и обращения, др.).
  17. Композиционные особенности.
  18. Жанровые особенности произведения.
  19. Средства создания художественных образов.
  20. Читательское восприятие.

Схема анализа произведения – это не застывшее явление: она может меняться в зависимости от цели написания произведения, чувств и настроений автора, сюжета или его отсутствия, жанра, композиции и других критериев анализа. Влияние также оказывает манера написания, средства и приемы, избранные для создания художественного мира писателя.



Яндекс.Метрика